Палата представителей Республики Беларусь

В связи с ликвидацией Республиканского трудового арбитража потребовалась разработка нового порядка разрешения коллективных трудовых споров, исключающего стадию разрешения коллективного трудового спора – Республиканский трудовой арбитраж.

Законопроектом предлагается изменить порядок рассмотрения коллективных трудовых споров примирительной комиссией, предоставив право членам примирительной комиссии самостоятельно, посредством проведения необходимых консультаций с представительным органом работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом урегулировать возникшие разногласия.

Законопроектом определяется, что рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется путем проведения консультаций (в том числе конфиденциальных) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения с предложениями посредника в письменной форме о его прекращении либо дальнейшем разрешении трудовым арбитражем.

Проектом Закона определено, что трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым по соглашению между нанимателем (нанимателями, объединениями нанимателей) и работниками в лице их представительных органов, осуществляющим разрешение коллективных трудовых споров.

Предлагается закрепить в Трудовом кодексе норму, согласно которой в случае возникновения коллективного трудового спора наниматель обязан в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований работников, а при создании трудового арбитража – в аналогичный срок уведомить об этом Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Законопроектом установлены порядок и условия деятельности трудовых арбитражей: количественный и персональный состав трудового арбитража, срок рассмотрения коллективного трудового спора, обязательность решений и порядок их исполнения, права и гарантии трудовых арбитров на период рассмотрения коллективного трудового спора.

Кроме того, установлены конкретные требования к трудовым арбитрам. Так, трудовым арбитром может быть лицо, имеющее, как правило, высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее пяти лет (в действующей редакции Трудового кодекса – не менее трех лет).

Трудовым арбитром не может быть лицо:

  • признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • имеющее судимость;
  • полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката, медиатора были прекращены в установленном законодательными актами порядке, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Функции по составлению списков лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, предлагается возложить на местные исполнительные и распорядительные органы с учетом предложений органов государственного управления, нанимателей, представительных органов работников по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.

Источник: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×