Несмотря на определенную организационную работу, проводимую Министерством сельского хозяйства и продовольствия, комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов, управлениями сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов и нанимателями по обеспечению безопасности труда во время уборочных работ во многих организациях агропромышленного комплекса допускаются нарушения установленных требований законодательства об охране труда, не решаются проблемы безопасности и условий труда, не обеспечивается в полной мере реализация положений Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

  Сельское хозяйство в республике является одним из наиболее травмоопасных видов экономической деятельности.
  По данным Белстата, в 2010 году в сельском хозяйстве травмы на производстве получили 487 работников. В данной отрасли «коэффициент частоты производственного травматизма Кч» (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 100 тыс. работающих) за указанный период составил 118, что значительно превышает среднереспубликанский (68).
  По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты за шесть месяцев текущего года на производстве погибло 22 работника организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, 74 – получили травмы с тяжелым исходом.

Справочно: за период с 18 июля 2010 г. по 18 августа 2010 г. только при производстве уборочных работ (без учета выполнения иных видов сельскохозяйственных работ) в республике погибло 3 работника, 11 – получили травмы с тяжелым исходом.

  Следует отметить, что причины травматизма в сельскохозяйственных организациях на протяжении ряда лет не меняются. Основными причинами происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями явились: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда; нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда; алкогольное опьянение потерпевшего; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования; нарушение требований безопасности труда другими работниками; недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда.

Справочно: как видно из изложенного, устранение данных причин не требует значительных материальных, финансовых и временных затрат.

  Практика показывает, что при проведении массовых уборочных работ контроль со стороны руководителей и специалистов организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, за обеспечением здоровых и безопасных условий труда работников осуществляется «по остаточному принципу».
  В связи с постоянно выявляемыми многочисленными нарушениями правил и норм по охране труда, а также имевшими место несчастными случаями с тяжелыми последствиями, в целях обеспечения безопасности работающих при проведении массовых уборочных работ, повышения ответственности руководителей и специалистов организаций за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждения случаев производственного травматизма при проведении массовых уборочных работ Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 4 июля 2011 г. № 28) принято решение о проведении с 18 июля 2011 г. по 18 августа 2011 г. месячника безопасности в сельском хозяйстве.
  Так как обеспечение безопасности труда работающих является комплексной проблемой, требующей для своего решения обеспечения соблюдения законодательства об охране труда, требований транспортной и пожарной безопасности, производственной санитарии, проведение месячника поручено Министерству труда и социальной защиты, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству здравоохранения, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел и Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющими контроль (надзор) и общественный контроль в названных сферах, совместно с другими заинтересованными.

Справочно: вышеуказанным протоколом поручено во время месячника предусмотреть:

  • проведение внеплановых проверок организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции;
  • осуществление в указанных организациях мониторингов и иных мероприятий, не являющихся проверками, соблюдение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда;
  • реализацию иных мер профилактического характера.

  Особо следует отметить, что в ходе месячника будет проверено не только обеспечение со стороны руководителей и должностных лиц безопасного труда работающих, но и соблюдением самими работающими трудовой и производственной дисциплины, требований Правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда и других нормативных правовых актов.
  Перечень вопросов, подлежащих проверке в период проведения месячника безопасности в сельском хозяйстве с 18 июля 2011 г. по 18 августа 2011 г. на основании протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2011 г. № 28

  1. Назначение должностных лиц, ответственных за соблюдение действующих правил и норм по охране труда, при проведении уборочных работ.
  2. Проведение перед началом уборочных работ с работающими внепланового инструктажа по охране труда по профессиям и всем видам выполняемых ими работ.
  3. Допуск к работе на сельскохозяйственных машинах и оборудовании работников соответствующей квалификации, прошедших обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также в установленном порядке медосвидетельствование.
  4. Соблюдение «Положения об участии несовершеннолетних в сельскохозяйственных работах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 860 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2000 г. № 44), при привлечении к работе несовершеннолетних.
  5. Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских освидетельствований водителей и механизаторов.
  6. Укомплектованность самоходных комбайнов двумя работниками, достигшими 18-летнего возраста и имеющими удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории.
  7. Допуск к работе на комплексных зерноочистительных комплексах лиц, не моложе 18 лет, пошедших профессиональную подготовку.
  8. Проведение комиссионной приемки в эксплуатацию подготовленной для проведения уборочных работ техники, комплексных зерноочистительных и зерносушильных пунктов в т.ч. на соответствие ее требованиям безопасности труда.
  9. Комплектность и техническая исправность поступивших в организацию новых и отремонтированных машин и агрегатов. Наличие на эксплуатируемых тракторах, сельскохозяйственной технике и машинах ограждений карданных, цепных и ременных передач.
  10. Соответствие требованиям по охране труда конструкций тракторов, самоходных шасси, самоходных комбайнов, прицепных, навесных и полунавесных машин, прицепов, орудий, оборудования и агрегатов, используемых для производства и послеуборочной обработки продукции растениеводства.
  11. Укомплектование зерноуборочных комбайнов и комплексных зерносушильных комплексов первичными средствами пожаротушения, емкостями для воды, медицинскими аптечками и исправным набором инвентаря и инструментов.
  12. Обеспечение требований охраны труда при заполнении транспортных средств зерном и т. п., а также при транспортировании продукта к месту складирования.
  13. Производство послеуборочной обработки продукции растениеводства в организациях только в специально оборудованных производственных помещениях или на площадках.
  14. Соблюдение требований безопасности труда при эксплуатации зданий и сооружений для переработки и хранения зерна.
  15. Наличие ограждений завальных и осмотровых ям, бункеров накопителей, а также наличие предохранительных решеток (крышек), запертых на замок (при проверке специально оборудованных производственных помещений или площадок, на которых производится послеуборочная обработка продукции растениеводства).
  16. Обеспеченность работающих исправными сельскохозяйственными инструментами и инвентарем, средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, в том числе непосредственно обеспечивающими безопасность труда, смывающими и обеззараживающими средствами в соответствии с установленными нормами, а выполняющих работы в условиях радиоактивного загрязнения – двумя комплектами спецодежды.
  17. Использование работниками средств индивидуальной защиты при выполнении работ с повышенной опасностью.
  18. Наличие маршрутов передвижения техники с одного участка производства на другой и контроль за их передвижением к местам выполнения работ.
  19. Организация хранения транспортных средств в специально отведенных местах.
  20. Организация перевозки работников к месту работы и обратно на автобусах и специально оборудованных автомобилях.
  21. Оборудование специальных мест для кратковременного отдыха и приема пищи работников в полевых условиях.
  22. Недопущение к работе (отстранение от работы) нанимателем работников, появившихся на работе в состоянии алкогольного.
  23. Обеспечение со стороны должностных лиц контроля за соблюдением работниками требований Правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда и других нормативных правовых актов.


Источник: сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарии   

killman
#1 killman 15.07.2011 17:33
Началась очередная пальба из орудия по воробьям.
Цитировать
Andrio
#2 Andrio 19.07.2011 14:18
Какие месячники? А как же Указ №510?
Цитировать
123
#3 123 27.07.2011 09:09
да из бутафорского орудия.
До тех пор, пока вы будете действовать так, как обычно, вы будете получать тот же результат, что вы получаете обычно. Если вас это не устраивает, вам нужно изменить ваш образ действий.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×