ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
О несчастных случаях на производстве, происшедших при ремонте и обслуживании транспортных средств

  По данным Департамента государственной инспекции груда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых, четверо работников погибли.
  Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда -29 процентов от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 процентов) и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда - 22 процента. Значительный удельный вес в структуре причин происшедших несчастных случаев также составили: нарушения требований безопасности другими работниками (9 процентов), недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда (7 процентов), алкогольное опьянение потерпевших (7 процентов). Почти в 60 процентах случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.
  Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, явились: воздействие на работников движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей (83 процента случаев) и падение, обрушение конструкций оборудования (10 процентов),
  Обращает на себя внимание и тот факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели схожий характер.
  Так, несмотря на то, что Департаментом государственной инспекции труда неоднократно направлялись информационные письма в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы с вывешенный автомобиль только одного домкрата, без установки специальной подставки (козелка), явилось причиной гибели водителя ЧТЭУП «ТрансТат».
  Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников (13 процентов от общего количества травмированных). При этом в трех из четырех случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.
  Так, в результате необеспечения работников или неиспользования ими средств защиты глаз травмы получили:

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОАО «Кленовичи» Крупского района Минской области;
тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Круглянского УКП «Жилкомхоз» Могилевской области;
тракторист-машинист сельскохозяйственного производства филиала «ММК-Агро» КУП «Минский мясокомбинат» ГПО «Минскгорпищенром»;
водитель автомобиля РУГ1П «Гранит».

  Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях республики не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ, как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.
  На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:
  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):
  2.1 Обеспечить выполнение шиномонтажных работ в соответствии с требованиями Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 № 52.

  •   2.2 Запретить:
    • демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
    • снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
    • исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
    • демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;
    • применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;
    • замену золотников различного рода заглушками.

      2.3 Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165.
       2.4 Запретить:

    • выполнение каких-либо работ на транспортном средстве, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;
    • подкладывать под вывешенное транспортное средство, прицеп, полуприцеп вместо козелков случайные предметы;
    • снимать и ставить рессоры на транспортных средствах (прицепах) всех конструкций и типов без надежных подставок;
    • проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
    • поднимать или вывешивать транспортное средство за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма.

      2.5 Обеспечить проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с работниками и должностными лицами организации нарушающими требования безопасности труда при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
       2.6 Ужесточить контроль за обеспечением и использованием работниками в процессе трудовой деятельности средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, а также за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствий с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

  • Добавить комментарий

    Защитный код Обновить

    Человек и безопасность 2016

    Комментарии

    Подпишись

    Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

    ×