После вступления в силу изменений и дополнений в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь поступают многочисленные обращения работодателей по вопросу квалификации несчастных случаев, происшедших с работающими при выполнении ими трудовых обязанностей за пределами организаций (в командировке, перемещении между объектами и т.п.).
  В целях обеспечения единого подхода к применению норм Правил Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь сообщает.
  В соответствии с пунктом 3 Правил расследуются следующие несчастные случаи, происшедшие при использовании транспортных средств в течение рабочего времени, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими:
  1. во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем (далее - работодатель);
  2. на личном транспорте, в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и работодателем;
  3. на транспорте общего пользования или ином транспорте при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения работодателя;
  4. при следовании к месту служебной командировки и обратно:
на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
на транспорте, предоставленном работодателем;
на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и работодателем;
на ином транспорте (при следовании от населенного пункта -местонахождения постоянного места работы к населенному пункту -месту служебной командировки и обратно);
при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из вышеперечисленных в настоящем пункте транспортных средств до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в эти транспортные средства.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь считает необходимым пояснить следующее.
I. Расследование несчастных случаев, происшедших с потерпевшим при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.
  Справочно: далее под транспортом, предоставленным работодателем, будет пониматься любое транспортное средство (автомобиль, мотоцикл и др.).
  В соответствии со статьей I Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон), «автомобильная перевозка для собственных нужд - автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работающих транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работающие этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель».
  Согласно законодательству Республики Беларусь, кроме предоставления работающему или лицу, на которого распространяется действие Правил (далее работающий), транспортного средства, принадлежащего работодателю на праве собственности, иными способами предоставления работодателем транспорта работающему для следования к месту работы и обратно, являются заключение работодателем с перевозчиком договора в письменной форме:
  Например, в соответствии со статьей 603 Гражданского кодекса Республики Беларусь возможно заключение договора аренды (фрахтования на время) для автомобильной перевозки пассажиров, либо - при выполнении систематических автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении заключение договора об организации автомобильных перевозок пассажиров.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является следование работающего к месту работы или с работы на собственном транспорте работодателя либо на транспорте, предоставленном работодателем (при наличии письменного договора).
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки работающего в данный транспорт, поездки в нем и высадки из него.
II. Расследование несчастных случаев, происшедших с потерпевшим при следовании на личном транспорте, используемом в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и работодателем.
  Необходимыми условиями для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является следование работающего от места постоянной работы к месту выполнения поручения работодателя (его должностного лица) или обратно на личном транспортном средстве и управление им самим работающим при наличии заключенного в письменной форме между работодателем и работающим договора (соглашения) на использование личного транспорта работающего в рабочее время в интересах работодателя.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки в данный транспорт, поездки в нем и высадки из него.
III. Расследование несчастных случаев, происшедших с потерпевшим на транспорте общего пользования при передвижении между объектами обслуживания.
  Справочно: в соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса Республики Беларусь перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательства или выданного этому перевозчику специального разрешения (лицензии) вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица- Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, т.е. подтверждением факта заключения договора является наличие у пассажира оплаченного билета на проезд.
  III.I. на железнодорожном транспорте общего пользования.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является наличие проездного документа (билета) на дальний, местный или пригородный поезд.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки в поезд, поездки в поезде и высадки из него.
  III.II. на внутреннем водном транспорте общего пользования.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является наличие проездного билета на внутренний водный транспорт общего пользования (на пригородных маршрутах и переправах (включая паромы)).
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки на внутренний водный транспорт общего пользования, поездки в нем и высадки из него.
  III.III. на автомобильном транспорте общего пользования.
  В соответствии с Законом, внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на:
  • городские автомобильные перевозки;
  • пригородные автомобильные перевозки;
  • междугородные (внутриобластные и межобластные) автомобильные перевозки.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является наличие проездного документа (билета) на автомобильный транспорт общего пользования, осуществляющего городскую, пригородную или междугородную автомобильную перевозку.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки в автомобильный транспорт, поездки в нем и высадки из него.
  Аналогичным образом должны расследоваться несчастные случаи, происшедшие с работающим при передвижении на транспорте общего пользования, указанного в подпунктах III.I. - III.III настоящего пункта, при выполнении поручения работодателя, в пределах населенного пункта, где располагается работодатель.
IV. Расследование несчастных случаев, происшедших с потерпевшим на ином транспорте при передвижении между объектами обслуживания либо выполнения поручения работодателя.
  Справочно: под иным транспортом надлежит понимать транспорт, который не является транспортом, предоставленным работодателем, личным транспортом работающего и транспортом общего пользования,
  Несчастный случай, происшедший с работающим, чья деятельность связана с передвижением между объектами обслуживания либо при выполнении поручения работодателя, при следовании его на ином транспорте, подпадает под действие Правил (с учетом временного фактора, определенного Правилами) в следующих случаях:
  IV.I. при следовании на транспортном средстве, принадлежащем любому юридическому или физическому лицу, при нерегулярном сообщении транспортом общего пользования в пределах одной самостоятельной административно-территориальной единицы - района.
  Справочно: в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», территории городов при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации является:
  • следование работающего на ином транспортном средстве от места постоянной работы к объекту обслуживания (обратно) или от одного объекта обслуживания к другому, либо от места постоянной работы к месту выполнения поручения работодателя (обратно);
  • наличие информации об отсутствии в день происшествия маршрутов движения между указанными пунктами транспорта общего пользования и не предоставлении работодателем работающему транспорта.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшее во время посадки в иной транспорт, поездки в нем и высадки из него.
  Несчастный случай, происшедший с работающим на ином транспорте при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения работодателя в пределах населённого пункта, на территории которого организована перевозка пассажиров транспортом общего пользования, осуществляющего городские перевозки, не подпадает под действие Правил.
  IV.II. при поездке работающего при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения работодателя с согласия или по распоряжению (поручению) работодателя:
  • на транспорте организации, на территории которой расположен обслуживаемый работающим объект, либо в которую работающий направлен для выполнения поручения работодателя;
  • при совместном направлении в одно место работающих двух и более работодателей - на транспорте, предоставленном одним их этих работодателей для перевозки к обслуживаемому объекту (месту выполнения поручения работодателя) работающих.
  Необходимыми условиями для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, в подобной ситуации являются:
  • следование работающего на указанном транспортном средстве от места постоянной работы на обслуживаемый объект или для выполнения поручения работодателя (или обратно);
  • наличие показаний должностных лиц либо иных, свидетелей, о том, что работающий выехал на обслуживаемый объект или для выполнения поручения работодателя на указанном транспортном средстве с согласия или по распоряжению (в том числе устному) должностного лица работодателя.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки в иной транспорт, поездки в нем и высадки из него.
V. Расследование несчастных случаев, происшедших при следовании к месту служебной командировки и обратно.
  Несчастный случай, происшедший с работающим при следовании к месту командировки и обратно, подпадает под действие Правил (с учетом временного фактора, определенного Правилами) в следующих случаях:
  V.I. при следовании на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки) - аналогично пункту III настоящего письма.
  Необходимым условием для квалификации несчастного случая, как подпадающего под действие Правил, при следовании к месту командировки и обратно воздушным судном (с учетом временного фактора, определенного Правилами) является наличие билета на внутреннюю или международную воздушную перевозку.
  Под действие Правил будут подпадать несчастные случаи, происшедшие во время посадки в воздушное судно, полета в воздушном судне и высадки из него.
  V.II. при следовании на транспорте, предоставленном работодателем, - аналогично пункту I настоящего письма;
  V.III. при следовании на личном транспорте в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работающим и работодателем - аналогично пункту II настоящего письма;
  V.IV. на ином транспорте (при следовании от населенного пункта -местонахождения постоянного места работы к населенному пункту -месту служебной командировки и обратно);
  V.V. при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из вышеперечисленных в настоящем пункте транспортных средств до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в эти транспортные средства - аналогично пункту III настоящего письма.
  Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь просит довести указанную информацию до сведения подчиненных организаций и организаций, расположенных на подведомственной территории и руководствоваться ею при проведении расследования несчастных случаев на производстве.
Сканированный вариант оригинального письма:
 

Комментарии   

killman
#1 killman 01.03.2011 20:23
Давно было пора родить сей документ.
Цитировать
Assembler
#2 Assembler 01.03.2011 21:36
Да, "роды" затянулись на 7 лет
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×