ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь
о несчастных случаях на производстве, происшедших из-за неисполнения работниками обязанностей, установленных законодательством в области охраны труда
  Согласно требованиям статьи 232 Трудового кодекса Республики Беларусь и статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работники и работающие обязаны соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях. Кроме того, выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
  В соответствии с законодательством работники и работающие должны правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя. Проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, обучение, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда.
  Важнейшей обязанностью работников и работающих является оказание содействия и сотрудничество с нанимателями и работодателями в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленное сообщение непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него.
  Вместе с тем, проведенный мониторинг причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в организациях республики, показывает их высокий удельный вес, обусловленный неисполнением вышеуказанных обязанностей.
  Так, за 2010 год в организациях различной формы собственности по причине неисполнения работниками требований (обязанностей), установленных законодательством в области охраны труда, произошло 80 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и 329 несчастных случаев с тяжелым исходом. Основными причинами происшедших несчастных случаев явились: нарушение потерпевшим трудовой, производственной дисциплины, инструкции по охране труда – 28,6 процента несчастных случаев со смертельным исходом и 50,2 процента несчастных случаев с тяжелым исходом; нарушение требований безопасности труда другими работниками – соответственно 14,3 и 13,3 процента; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки – соответственно 12,6 и 11,5 процента; неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты – соответственно 7,6 и 6,5 процента.
  Следует отметить, что из общего количества происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями соответственно 28,6 и 10,2 процента произошли по причине нахождения потерпевшего в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения.
  Так, при выполнении строительно-монтажных работ из-за неисполнения требований инструкции по охране труда смертельные травмы в результате падения с высоты получили:
  • бетонщик ООО «Смарт Тэк» г. Минск, находившийся в состоянии алкогольного опьянения (2,7 промилле в крови и 3,2 промилле в моче);
  • каменщик ОАО «Гродножилстрой», выполнявший каменные работы в состоянии алкогольного опьянения (2,2 промилле в крови и 3,4 промилле в моче);
  • плотник ОАО «Белремстройсвязь» Министерства связи и информатизации, производивший работы в тяжелой степени алкогольного опьянения (3,2 промилле в крови и 3,6 промилле в моче);
  • плотник-бетонщик строительного управления № 55 ОАО Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции»;
  • плотник обособленного структурного подразделения «Специализированное управление № 39» ОАО «Строительный трест № 9 г. Витебска».
  Находясь в состоянии алкогольного опьянения (2,26 промилле), был затянут шнеком установки приема и выдачи раствора стропальщик дочернего коммунального унитарного строительного предприятия «Полоцксельстрой» Витебского облисполкома, получив при этом смертельные травмы.
  Управляя трактором в тяжелой степени алкогольного опьянения (4,2 промилле), не справился с управлением и был смертельно травмирован тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ЧУП «Свитино-ВМК» Витебского облисполкома.
  К смертельным последствиям привело управление погрузчиком в тяжелой степени алкогольного опьянения (2,8 промилле в крови и 4,1 промилле в моче) водителем погрузчика ООО «Бресткар» Брестского облисполкома; водителем погрузчика ОАО «Клецкий райагросервис» Министерства сельского хозяйства и продовольствии (3,4 промилле в крови и 3,6 промилле в моче); трактористом-машинистом филиала «Жодишки» ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» (1,8 промилле).
  Несмотря на то, что Департаментом государственной инспекции труда неоднократно направлялась информация в республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о недопущении несчастных случаев с работниками, осуществляющими охрану объектов любой формы собственности, отдельными нанимателями данные предложения проигнорированы. Так, в ООО «ОМС-Агро» Борисовского райисполкома от ожогового шока скончался сторож указанной организации, находившийся в нарушение требований Правил внутреннего трудового распорядка на дежурстве в тяжелой степени алкогольного опьянения (3,4 промилле в крови и 4,5 промилле в моче). Сгорел при пожаре сторож молочно-товарной фермы «Хомск» сельскохозяйственного производственного филиала «Приозерный» ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод» Департамента по хлебопродуктам (2,4 промилле).
  Нарушение требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, выразившееся в нахождении на рабочем месте в состоянии тяжелого алкогольного опьянения (5,3 промилле в крови и 4,4 промилле в моче), стало причиной гибели слесаря-ремонтника филиала «Пинскдрев – Бобрик» частного социально-сельскохозяйственного унитарного предприятия «Пинскдрев-Социальный комплекс» ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», в результате его падения в приямок горизонтального транспортера. Также в результате нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (3,7 промилле в крови и 3,9 промилле в моче) и последующего падения в приямок наклонного транспортера погиб слесарь сельскохозяйственного филиала «Великая Раевка» ОАО «Криница».
  Смертельные травмы получил водитель автомобиля РУПП «Барановичский завод автоматических линий» в результате нарушения требований безопасности при управлении другим водителем закрепленным за ним автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (1,7 промилле в крови и 2,3 промилле в моче).
Проведенный анализ показал, что наибольшее количество погибших в результате нарушения работниками требований законодательства в области охраны труда отмечено в организациях, не имеющих вышестоящего органа государственного управления – 33,7 процента, а также в организациях, подчиненных Министерству архитектуры и строительства – 17,5 процента и Министерству сельского хозяйства и продовольствия – 12,5 процента.
  Невыполнение должностными лицами обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины способствовало нарушению работниками своих обязанностей и, в свою очередь, повлекло несчастные случаи с работниками.
  Так, при производстве работ по демонтажу кирпичной стены холодильной камеры с нарушением требований проекта производства работ на демонтажные работы на объекте «Реконструкция Минского хладокомбината № 1» в результате обрушения стены был смертельно травмирован арматурщик строительного управления №168 ОАО «Стройтрест №7» государственного производственного объединения «Минскстрой».
  Нарушение требований проекта производства работ также явилось причиной обрушения конструкции здания, в результате чего был смертельно травмирован машинист бульдозера СМУ «Гомельэнергострой» РУП «Белэнергострой». Одной из причин несчастного случая также явилось отсутствие контроля со стороны инспектора Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области за выполнением работ по подготовке территории в соответствии с требованиями нормативных документов (п. 5 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11, п. 6.1.1 ТКП 45-1.03-40-2006).
  В результате несоблюдения машинистом погрузчика-подъемника дочернего предприятия «Островецкая межхозяйственная передвижная механизированная колонна № 158 «Гроднооблсельстрой» Островецкого района требования инструкции по охране труда, выразившегося в приближении платформы (люльки) к стене строящегося здания на уровне пятого этажа, произошло обрушение облицовочного слоя кладки силикатного кирпича и был смертельно травмирован каменщик указанной организации.
  Причиной гибели монтажника электрических подъемников (лифтов) Барановичского участка ОАО «Брестлифт» Министерства жилищно-коммунального хозяйства явилось нарушение им требований безопасности при производстве работ по монтажу лифтового оборудования.
  Эксплуатация не соответствующего требованиям безопасности мостового крана, а также нарушение стропальщиком ОАО «Гродненский КСМ» Инструкции по безопасному ведению работ для стропальщиков, обслуживающих грузоподъемные краны, стала причиной гибели на производстве оказавшегося в опасной зоне формовщика указанной организации.
  Нарушение кровельщиком ЧПУП «Орегон» требований безопасности при управлении подъемником с электролебедкой К1-00.000В стало причиной гибели другого кровельщика по рулонным кровлям указанной организация в результате опрокидывания подъемника.
  Нарушение водителем автомобиля Частного транспортно-экспедиционного унитарного предприятия «ТрансТат» Инструкции по охране труда при выполнении работ по ремонту и обслуживанию автомобилей стало причиной происшедшего с ним несчастного случая со смертельным исходом.
  Повторяющийся характер носят нарушения требований безопасности при производстве работ по валке леса. Такие нарушения, как несоблюдение технологии разработки лесосеки, в том числе, не выделение опасных зон и не обеспечение безопасных расстояний от спиливаемого дерева, нахождение работников в опасной зоне, не подготовка путей отхода, применение неправильных способов валки деревьев, нарушение инструкции по охране труда стали причиной гибели на производстве:
  • лесника Леоновичского лесничества ГЛХУ «Дятловский» Гродненского ГПЛХО, производившего работы в состоянии алкогольного опьянения (2,2 промилле в крови и 2,6 промилле в моче);
  • лесника в порядке совмещения вальщика леса ГОЛХУ «Столбцовский опытный лесхоз» (алкогольное опьянение – 1,3 промилле);
  • лесника ГЛХУ «Щучинский лесхоз»;
  • вальщика леса ГЛХУ «Новогрудский лесхоз»;
  • обрубщика сучьев ЭЛОХ «Лясковичи» ГПУ «Национальный парк «Припятский»;
  • обрубщик сучьев Ошмянского РУП ЖКХ;
  • лесоруб-чокеровщик Крынковского лесничества ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» Витебского ГПЛХО;
  • вальщик леса Быховского лесопункта ОАО «Могилевлес».
  По причине не использования при выполнении работ по валке леса средств индивидуальной защиты (защитной каски) смертельные травмы получил, выполнявший работы в состоянии алкогольного опьянения (2,38 промилле в крови и 4,40 промилле в моче), подсобный рабочий сельскохозяйственного производственного кооператива «Гольшанский» управления сельского хозяйства и продовольствия Ошмянского райисполкома; рабочий по лесозаготовкам ЧУП «Журавлев-инвест» Толочинского райисполкома; вальщик леса Рованического лесничества ГЛХУ «Червенский лесхоз»; вальщик леса ГЛХУ «Волковысский лесхоз».
  Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях не работает еще норма об оказании работниками содействия и сотрудничества с нанимателями в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, а также о немедленном сообщении непосредственному руководителю о ситуациях, которые создают угрозу их здоровью и жизни.
  Сложившаяся ситуация свидетельствует также о недостаточной работе профсоюзных организаций, в том числе и общественных инспекторов по охране труда, в деле осуществления контроля за исполнением работниками требований безопасности труда непосредственно в трудовых коллективах и на существующих рабочих местах.
  Учитывая изложенное, в целях профилактики и недопущения несчастных случаев на производстве с работниками, происшедших из-за неисполнения ими требований, установленных законодательством в области охраны труда, Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным предложить:
  Республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:
  • проанализировать ситуацию с травмированием на производстве работников по вышеуказанным причинам и разработать мероприятия по недопущению повторения аналогичных несчастных случаев;
  • довести данное информационное письмо до подчиненных (входящих в состав) либо осуществляющих свою деятельность на подконтрольной территории организаций и обеспечить контроль за его исполнением;
  • ужесточить контроль и спрос за исполнением работодателями требований законодательства в части обязанностей по обеспечению охраны труда работников, исполнением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
    потребовать от работодателей:
  • включить в Коллективные договоры и тарифные соглашения требования законодательства, предусматривающие для работников оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья, отсутствии средств индивидуальной защиты;
  • провести инвентаризацию инструкций по охране труда работников с целью включения в них вышеуказанных требований законодательства;
  • проанализировать организацию работы по осуществлению контроля исполнения работниками требований локальных нормативных правовых актов в области охраны труда;
  • обеспечить проведение в организации всех видов периодического контроля в соответствии с требованиями Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159;
  • обеспечить наличие и ведение в подразделениях соответствующих журналов проведения контроля;
  • совершенствовать информационное обеспечение работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
  • регулярно рассматривать на общих собраниях, совещаниях руководителей и специалистов обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, аварий и инцидентов на производственных объектах, заслушивать лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, обсуждать предложения работников по улучшению условий и охраны труда;
  • в соответствии с требованиями ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь обеспечить немедленное отстранение от работы работников, находящихся на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения, принимать в этой связи необходимые меры в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
  О принятых мерах информировать Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь до 01.06.2011.

Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×