Рекомендации по реализации отдельных норм Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы»

   Настоящие рекомендации разработаны в целях единообразного применения законодательства о труде Республики Беларусь при осуществлении мероприятий по реализации отдельных норм Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) и Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы» (далее – Закон о госслужбе).
   Рекомендации направлены на оказание методической помощи государственным органам, организациям, иным нанимателям при проведении данной работы.
   Закон вступил в силу с 26 января 2008 года. Абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда для определения права на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренные статьями 113 и 157 Трудового кодекса (в редакции Закона), должна быть проведена нанимателями до 31 декабря 2008 г.; до проведения аттестации рабочих мест по условиям труда указанные выше сокращенная продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск предоставляются на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержденного постановлением Госкомтруда БССР от 29.07.1994 № 89 (с изменениями и дополнениями) (далее – Список).
   Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» определены порядок и условия предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы.
   В счет времени работы, дающей право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитываются дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день. Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками, в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД) не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
   Если аттестация рабочего места по условиям труда проведена в течение рабочего года работника до 31 декабря 2008 г., то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется пропорционально отработанному времени: до проведения аттестации - на условиях, действовавших до ее проведения (на основании Списка), за остальное время рабочего года - по результатам проведенной в 2008 году аттестации рабочих мест по условиям труда.
   По итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной для определения права работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени составляются перечни:
 рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
 рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
   Названные перечни рабочих мест согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом нанимателя.
   Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.
   Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.
   В связи с этим возникает необходимость приведения отдельных условий трудового договора (контракта) с каждым работником в соответствие с изменениями законодательства о труде и их документальным оформлением.
   В трудовые договоры (контракты) нанимателя с работником, заключенные в письменной форме, изменения вносятся в письменной форме путем составления в двух экземплярах и подписания сторонами дополнительного соглашения.
   Считаем, что изменения, произошедшие в законодательстве о труде, не могут вводиться по правилам ст. 32 Трудового кодекса как изменение существенных условий труда по следующим причинам.
   Частью 1 статьи 32 Трудового кодекса установлено, что наниматель имеет право изменить существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Указанное право может быть реализовано, если названные причины возникли у данного нанимателя и зависят от него.
   С принятием Закона изменилось законодательство о труде, которое наниматель обязан соблюдать независимо от своего желания и согласия работника.
   Таким образом, в целях реализации норм Закона нанимателям не следует проводить работу по предупреждению работников об изменении существенных условий труда применительно к частям 3 и 4 статьи 32 Трудового кодекса.
   Если работник не подписывает дополнительное соглашение, то трудовые отношения с ним продолжаются на условиях, закрепленных нанимателем в дополнительном соглашении об изменении условий трудового договора (контракта) в соответствии с положениями Закона. Условия трудового договора (контракта), основанные на нормах ранее действовавшего законодательства, утратят силу.
   Отказ работника от подписания дополнительного соглашения не является основанием для увольнения работника в связи с изменением существенных условий труда в соответствии с п. 5 ст. 35 Трудового кодекса.
   Аналогичный порядок следует применять и при внесении изменений и дополнений в контракт с государственным служащим по вопросу продолжительности трудовых отпусков. Внести необходимые изменения по продолжительности трудовых отпусков государственным служащим в контракты следует не позднее 1 января 2009 года.
О порядке предоставления трудовых отпусков в 2009 году.

   Согласно абзацу четвертому статьи 2 Закона трудовые отпуска (их части), право на которые у работников возникло, но не было реализовано до вступления в силу Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 года в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона.
   Наниматель в течение 2008 года должен соблюсти нормы, содержащиеся в абзаце четвертом статьи 2 Закона, т.е. предоставить трудовой отпуск либо в натуральном выражении, либо заменить его по просьбе работника денежной компенсацией по тем нормам законодательства о труде, которые действовали до 26 января 2008 г., если до указанной даты у работника был полностью выработан рабочий год.
   При предоставлении работнику неиспользованных им трудовых отпусков (их частей) за прошлое время (например, рабочие года 2005-2006, 2006-2007) после 31 декабря 2008 г. трудовые отпуска (их части) будут рассчитываться только по новым нормам Закона.
   Например, работник за рабочий год 2006-2007 имеет право на трудовой отпуск продолжительностью 35 календарных дней (из них 21 календарный день основного минимального отпуска и 14 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день). В 2007 году он использовал 15 календарных дней отпуска, оставшаяся часть отпуска составляет 20 календарных дней. С 26 января 2008 года у работника продолжительность трудового отпуска составляет 28 календарных дней (в том числе 24 календарных дня основного отпуска, 1 календарный день дополнительного поощрительного отпуска, предусмотренного контрактом, и 3 календарных дня дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день). В случае неиспользования до конца 2008 года оставшейся части трудового отпуска (20 календарных дней), после 01.01.2009 ему будет предоставлена часть трудового отпуска продолжительностью 13 календарных дней (28-15=13) с учетом использования им ранее 15 календарных дней отпуска.
   При неиспользовании работником полного трудового отпуска за прошлое время основной отпуск будет предоставляться продолжительностью 24 календарных дня вместо 21, дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда будут предоставляться по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день и продолжительный стаж работы могут быть предоставлены продолжительностью до 7 календарных дней и до 3 календарных дней соответственно за счет средств нанимателя. Замене денежной компенсацией будет подлежать часть отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, за исключением ограничений, установленных частью второй статьи 161 Трудового кодекса.
   Следует отметить, что, несмотря на увеличение продолжительности основного отпуска, суммарная продолжительность трудового отпуска с учетом уменьшения продолжительности дополнительных отпусков может уменьшиться в 2009 году. Следовательно, во исполнение статьи 2 Закона и во избежание негативных последствий для работника и нанимателя необходимо использовать трудовые отпуска за прошлые рабочие годы до конца 2008 года.
   Трудовые отпуска за рабочий год 2007-2008 в случае их непредставления до 31.12.2008 после 01.01.2009 года должны быть пересчитаны и предоставлены по нормам действующего законодательства.
   Неиспользованные (оставшиеся) части трудовых отпусков за рабочий год 2007-2008 в 2009 году должны предоставляться с учетом произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г.
   По материалам сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×