28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда. Его цель — привлечь внимание мировой общественности к масштабам проблемы, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению ежегодной смертности на рабочем месте. О том, какова ситуация в Беларуси с травматизмом на производстве и каковы пути решения этой проблемы, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.

Александр Алексеевич, какова динамика уровня производственного травматизма в последние годы?

  В Беларуси на протяжении нескольких лет сохраняется тенденция снижения уровня производственного травматизма. По данным Национального статистического комитета, численность работников, потерпевших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих, уменьшилась с 0,68 в 2010 году до 0,61 в 2011 году. А за 10 лет этот показатель сократился в 2,5 раза! Этому способствовала целенаправленная работа по реализации государственной политики по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также принимаемые дополнительные меры по профилактике производственного травматизма и укреплению трудовой и исполнительской дисциплины.

Уменьшается ли в Беларуси число погибших на производстве? Чем это обусловлено?

  Проводимая республиканскими органами госуправления, иными государственными организациями, подчиненными правительству, местными исполнительными и распорядительными органами работа по обеспечению конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, профилактике нарушений законодательства о труде и об охране труда позволила обеспечить снижение количества погибших в результате несчастных случаев на производстве с 234 человек в 2010 году до 195 человек в 2011-м. Причем тенденция снижения числа несчастных случаев со смертельным исходом отмечается на протяжении последних пяти лет. В сравнении с 2005 годом количество погибших на производстве снизилось на 49 человек (на 21%).
  Снижение производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом, обусловлено широким внедрением в организациях республики систем управления охраной труда (СУОТ), позволяющих комплексно обеспечивать безопасность труда работающих, а также совершенствованием управления охраной труда на отраслевом и территориальном уровнях. Усилилась дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников за качественное выполнение своих обязанностей. Хотел бы особо отметить, что в соответствии с требованиями Директивы №4 к административной ответственности в виде штрафов привлекаются не юридические лица, а конкретные должностные лица, допустившие нарушения. Повысился уровень подготовки и квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда. Свою роль сыграло и стимулирование работников к сотрудничеству и взаимодействию в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
  В настоящее время одним из действенных способов снижения производственного травматизма является принятие мер по укреплению трудовой дисциплины за счет совершенствования в организациях механизма стимулирования работников за работу без нарушений требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, а также усиления роли и ответственности самих работников в обеспечении безопасного производства работ.

Какие виды экономической деятельности в лидерах по травматизму? Какие меры принимаются для снижения числа ЧП на производстве?

  В прошлом году наибольшее количество потерпевших и погибших на производстве приходилось на промышленность, включающую в себя такие виды экономической деятельности, как горная промышленность, обрабатывающая промышленность, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды, где пострадало 949 работников и смертельно травмировано 55 человек (40,4% и 28,2% от общей численности потерпевших и погибших). В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в результате несчастных случаев на производстве пострадало 478 работников и смертельно травмировано 49 человек (20,3% и 25,1%), в строительстве — 413 и 48 человек соответственно (17,6% и 24,6%).
  Причем удельный вес потерпевших и погибших на производстве в строительстве и сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве превышает удельный вес занятых в них людей к общей численности работающих.
  Минтруда и соцзащиты совместно с заинтересованными госорганами, другими контролирующими (надзорными) органами в рамках государственного управления охраной труда принимают определенные меры по снижению травматизма. Так, в целях оказания практической и методической помощи нанимателям по соблюдению законодательства об охране труда работают 119 мобильных групп в сельскохозяйственной отрасли и 129 - в строительной отрасли. В 2011 году был организован год безопасного труда в строительстве, в 2012 году - год безопасного труда в сельском хозяйстве.
  Однако, как показал анализ производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом в организациях республики за 2011 год, по сравнению с 2010 годом возрос удельный вес причин, обоснованных действиями самих потерпевших (нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, личная неосторожность потерпевшего и неприменение выданных средств индивидуальной защиты). В связи с этим работодателям совместно с профсоюзами необходимо обеспечить реализацию ст. 15 закона "Об охране труда" в части создания в трудовых коллективах обстановки нетерпимости к фактам нарушения работниками требований трудовой и производственной дисциплины, охраны труда, обеспечения материального стимулирования работников, исполняющих свои обязанности по охране труда.

Какие профессии в Беларуси наиболее травмоопасные? Изменяется ли рейтинг травмоопасных профессий в последние годы?

  Государственная статистика потерпевших при несчастных случаях на производстве по профессиям не ведется. Вместе с тем, по данным Департамента государственной инспекции труда, в прошлом году наиболее подвержены риску смертельного травмирования были водители автомобилей, подсобные рабочие, животноводы, грузчики, трактористы-машинисты сельхозмашин, электромонтеры по обслуживанию и ремонту электрооборудования, плотники, слесари-ремонтники, электрогазосварщики.
  Необходимо отметить, что только водители удерживают пальму первенства на протяжении трех последних лет (в 2010 году погибли, как и в 2011 году, 25 человек, в 2009-м — 22). При этом только немногим более 30% погибших водителей травмируются в результате ДТП при выполнении своих прямых обязанностей — управлении автомобилем.
   К профессиям, постоянно входящим в десятку наиболее подверженных риску смертельного травмирования, следует отнести также подсобных рабочих, трактористов-машинистов сельхозмашин, электромонтеров по обслуживанию и ремонту электрооборудования, плотников.
  Можно констатировать, что рейтинг травмоопасных профессий на протяжении последних четырех лет практически не изменяется.

В Беларуси по-прежнему высок удельный вес травмированных на производстве в состоянии алкогольного опьянения. Какие, на ваш взгляд, нужны дополнительные меры, чтобы предотвратить "пьяный" травматизм?

  Да, пьянство на производстве остается острой проблемой. В прошлом году было зарегистрировано 32,7 тыс. случаев появления на работе в состоянии опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы (в 2010 году — 32,5 тыс.). За появление на работе в состоянии опьянения, а также за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы в организациях республики в минувшем году было уволено 13,7 тыс. человек (в 2010-м — 13,9 тыс. человек). В состоянии алкогольного опьянения находился 131 человек, или 5,6% травмированных из общего числа потерпевших на производстве, при этом каждый третий из них получил смертельную травму (44 человека, или 22,6% от общего числа погибших).
  Каждый третий потерпевший и погибший на производстве в состоянии алкогольного опьянения занят в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. Из них большинство (82,4%) являются работниками села. Объясняется это, прежде всего, низкой культурой работников в области охраны труда и невыполнением должностными лицами обязанностей по обеспечению контроля за состоянием исполнительской дисциплиной. Судите сами: прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины составили 1203,6 тыс. человеко-дней (в 2010 году — 1068,7 тыс.).
  Считаю, что необходимо создать в трудовых коллективах нетерпимую обстановку к нарушителям трудовой и производственной дисциплины, материально заинтересовать работников, соблюдающих требования охраны труда, оказывающим содействие нанимателям в борьбе с пьянством на производстве.

Почему в Беларуси практически отсутствует система материальной заинтересованности работников в предупреждении гибели и травмирования людей на производстве?

  В законодательстве имеются нормы, предусматривающие меры материального стимулирования работников, однако наниматели не всегда их применяют.
  В последние годы значительное распространение получило установление в контрактах, трудовых договорах, коллективных договорах, положениях о премированиях и других локальных актах организаций конкретных мер стимулирования работающих к соблюдению требований по охране труда. Совместное предложение Минэкономики и Минтруда и соцзащиты — Рекомендации о включении в контракты с руководителями подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной территории) организаций положений о выплате годовых бонусов за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организации. В ряде коллективных договоров организаций предусмотрены такие бонусы для коллективов цехов, участков.

Как вы относитесь к доскам позора с фото руководителей организаций, где допущен травматизм?

  Положительно, если это будет способствовать снижению травматизма.

Есть ли факты сокрытия несчастных случаев на производстве нанимателем? Какая за это предусмотрена ответственность? Как действовать пострадавшему: идти на поводу у нанимателя или настаивать на регистрации несчастного случая?

  К сожалению, единичные факты сокрытия несчастных случаев со стороны нанимателей имеют место.
  Вместе с тем попытки нанимателей скрыть несчастные случаи тщетны. Так, информация о получивших травмы на производстве ежемесячно поступает из учреждений здравоохранения в адрес структурных подразделений Департамента государственной инспекции труда. При проверке госинспекторами труда представленных сведений о получении работниками организаций травм на производстве принимаются меры, обязывающие нанимателей проводить расследование происшедших в организациях ЧП в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, о фактах сокрытия несчастных случаев на производстве становится известно из заявлений потерпевших работников либо их родственников, поступающих в Департамент государственной инспекции труда и его обособленные структурные подразделения.
  Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь регламентировано, что сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 50 до 100 базовых величин (БВ с 1 апреля 2012 года — Br100 тыс.).
  Пострадавший должен понимать, что идя на поводу у нанимателя и скрывая факт несчастного случая, он лишается каких-либо социальных гарантий, предоставляемых государством в случае утраты им трудоспособности. Также необходимо учитывать, что спустя даже непродолжительное время иногда становится затруднительным установить истинные обстоятельства и причины, повлекшие факт травмирования на производстве. Поэтому в соответствии с требованиями законодательства работник должен немедленно сообщать нанимателю о несчастном случае на производстве.
  А наниматель, который решил скрыть несчастный случай на производстве, должен осознавать, что за такие действия в случае установления факта сокрытия придется нести ответственность. Ведь все тайное, как известно, рано или поздно становится явным.

Какой самый высокий штраф был применен к нанимателю и должностному лицу и за какие нарушения?

  Размеры применяемых госинспекторами труда штрафных санкций за выявленные нарушения требований безопасности оговорены КоАП. Так, нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 300 БВ.
  Максимальные размеры штрафных санкций применяются, как правило, по результатам специальных расследований несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, а также в случаях создания ситуаций, создающих реальную угрозу жизни и здоровью работающих и окружающих.

Сколько в прошлом году из-за травматизма на производстве потеряно человеко-дней? Каковы суммы произведенных потерпевшим страховых выплат в последние годы?

  По данным Белстата, в 2011 году число человеко-дней нетрудоспособности у потерпевших — 94,6 тыс. В расчете на одного потерпевшего количество дней нетрудоспособности достигло 40,3 (в 2010 году — 38,6 дней при 100,8 тыс. человеко-дней нетрудоспособности).
  В прошлом году Белгосстрах произвел страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму свыше Br268 млрд. 380 млн.

Сколько организаций внедрило СУОТ? Какими темпами идет этот процесс в Беларуси? Какие преимущества организации получили от внедрения СУОТ?

  Системы управления охраной труда на основе государственного стандарта СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", обеспечивающие идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, анализ их эффективности, внедрили 7 тыс. 895 организаций республики, в том числе 6 тыс. 236 организаций коммунальной формы собственности. Внедрение систем управления охраной труда в республике продолжается. Во-первых, это предусмотрено отраслевыми и территориальными программами по улучшению условий и охраны труда, а во-вторых — действующие системы управления охраной труда должны непрерывно совершенствоваться.
  Самое большое преимущество от внедрения СУОТ организации получат в случае, если система будет способствовать обеспечению безопасности работников в процессе трудовой деятельности. Кроме того, внедрение и сертификация систем управления охраной труда в соответствии с международным или национальным стандартом дает организациям конкурентные преимущества на международном рынке продукции и услуг, так как при заключении контрактов одним из важных условий заказчиков является гарантия отсутствия чрезвычайных ситуаций на объектах, задействованных в осуществлении контракта.

Сколько в Беларуси рабочих мест с вредными условиями труда, каков их удельный вес? Какие планы по снижению этого показателя? Возможно ли полностью избавиться от вредных и опасных рабочих мест?

  В 2011 году насчитывалось свыше 2,4 млн. рабочих мест, из них более 709 тыс. — с вредными и (или) опасными условиями труда (около 29%).
  В соответствии с отраслевыми и территориальными программами по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы выполняются мероприятия по техническому переоснащению и модернизации производств, направленные на улучшение условий труда работников, снижение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
  Однако полностью устранить воздействие таких факторов на работника в процессе трудовой деятельности по ряду профессий и видов работ невозможно (например, подземные работы в шахтах). Там, где улучшить условия труда в настоящее время не представляется возможным, законодательством предусмотрены компенсации по условиям труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и другие компенсации.

Елена Прус, БЕЛТА

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×