По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2011 году в республике произошло 752 несчастных случая на производстве с тяжелым и 197 – со смертельным исходом.
  Из-за невыполнения работодателями требований законодательства об охране труда произошло более 58 процентов несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и более 56 процентов – с тяжелым.

  Анализ документов специальных расследований несчастных случаев показал, что невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда составило 18,9 процента от общего количества причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2011 году. Кроме того, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда составили 8,3 процента, а неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 4,5 процента. Следует обратить особое внимание, что нарушение требований безопасности труда другими работниками составило более 7 процентов от общего количества причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2011 году. Таким образом, достаточно большое количество травм работающие получили не по своей вине.
  Между тем, Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41 Конституции Республики Беларусь).
   На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь «Об охране труда».
   Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 40 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
   Требования по охране труда – это нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах. Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении между ними трудовых отношений, а также в случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) работающих, которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями. При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (статья 3 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда (часть первая статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
   Под ответственностью в общем случае понимается определенный уровень негативных для субъекта последствий (личных и (или) имущественных) в случае нарушения им установленных требований.
   Известно, что граждане могут выполнять работы (оказывать услуги) как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.
   Отношения между работодателями и работающими (в случае привлечения их к выполнению работ (оказанию услуг), которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями, регулируются гражданским законодательством.
   Согласно части первой статьи 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
   Однако указанная норма является диспозитивной, поскольку иное может быть установлено как законодательством, так и заключенным между сторонами договором.
   Изменяя соотношения рисков при заключении договора, стороны должны учитывать положения статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в силу которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. При этом, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
   Несоблюдение указанного правила может повлечь ничтожность сделки в целом или в соответствующей части как не соответствующей требованиям законодательства по статье 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
   В целях обеспечения своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, ряд существенных условий, в том числе обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора (перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа № 314), и ответственность за их невыполнение.
   Следует обратить внимание, что несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления – до двадцати базовых величин (статья 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Справочно:
С 1 апреля 2012 г. базовая величина установлена в размере 100 000 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1785).

   Трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, регулирует Трудовой кодекс Республики Беларусь.
   Согласно статье 12 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь.
   Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправности поведения (действия или бездействия) работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба (часть первая статьи 400 Трудового кодекса Республики Беларусь).
   Дисциплинарная ответственность устанавливается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) (статья 197 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Справочно:
Обязанности работающего (работника) по охране труда установлены статьей 15 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 232 Трудового кодекса Республики Беларусь, а обязанности работодателя (нанимателя) по обеспечению охраны труда – статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 226 Трудового кодекса Республики Беларусь.

   За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение.

  Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве. К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами (статья 198 Трудового кодекса Республики Беларусь).
   Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в ряде случаев, в том числе в случаях: систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы; однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (статья 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).
   На увольнение следует также обратить особое внимание, поскольку в соответствии с требованиями подпункта 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в целях укрепления общественной безопасности и дисциплины Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям поручено обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями – за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством.
  Трудовым кодексом Республики Беларусь также определено, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут помимо дисциплинарной административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (статья 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).
   Какие деяния являются административными правонарушениями определяет Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он же закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с указанным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
   Административная ответственность за нарушение правил по охране труда предусмотрена статьей 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Справочно:
Правила по охране труда – нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).

   Так, нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от ста до четырехсот базовых величин.
   Порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания устанавливает Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
   Какие общественно опасные деяния являются преступлениями, определяет Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовный кодекс Республики Беларусь закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.
   Общественная опасность преступлений, связанных с нарушениями правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности при производстве определенного вида работ, правил охраны труда и пожарной безопасности, состоит в создании реальной угрозы жизни или здоровью человека, в наступлении существенного материального ущерба или иных тяжких последствий.
   Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда установлена статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
   Так, нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
   Необходимо обратить внимание, что ответственность по статье 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы. Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы. Если нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных в статье 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября2005 г. № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст. ст. 302 – 306 УК)»).
   Порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса устанавливает Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
   С учетом изложенного, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным довести настоящее информационное письмо до сведения руководителей и специалистов субъектов хозяйствования.
   Считаем, что наличие у работающих и работодателей знаний об ответственности за нарушение законодательства об охране труда будет способствовать предотвращению аварий и производственного травматизма, укреплению трудовой и производственной дисциплины, обеспечению порядка и организованности при выполнении работ.


Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарии   

killman
#1 killman 19.04.2012 19:11
Отлично. Проведу внеплановый всем! Всё равно у нас авария - ляктрычыства няма. Будем читать людям.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×