Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

   Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.

  Как свидетельствуют документы специальных расследований несчастных случаев одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили тяжелые и смертельные травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.
  По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в 2010 году на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ произошло 28 несчастных случаев с тяжелым исходом и 15 - со смертельным (за истекший период 2011 года 16 и 3 соответственно).
  Проведенный анализ документов специальных расследований несчастных случаев показывает, что для обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ не всегда обеспечивается соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, установленных Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173 (далее – Правила).
  Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, явились: воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов (50 процентов от общего числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями); падение потерпевшего с высоты (23 процента); падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, материалов (18 процентов).
  Следует обратить внимание на повторяемость из года в год причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Нередко травмирование работников происходило при схожих обстоятельствах. Так, в результате наезда погрузчика были тяжело травмированы:
  3 февраля 2010 года - начальник смены окрасочного цеха РУП «Гомельский завод литья и нормалей» ПО «Гомсельмаш»;
  19 марта 2010 года - кладовщик ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Витебской области;
  16 апреля 2010 года - уборщик служебных помещений ООО «Евроторг» г.Минск;
  26 мая 2010 года - водитель ОАО «Торговый дом «Гомельский» управления торговли и услуг Гомельского горисполкома;
  30 июля 2010 года - водитель грузового автомобиля цеха транспорта и переработки металлоотходов производственного РУП «Минский завод шестерен» (от полученных травм скончался);
  19 ноября 2010 года - начальник цеха ОАО «Оршанский мясокомбинат» Витебской области;
  20 декабря 2010 года - перезарядчик сборочных станков завода массовых шин ОАО «Белшина» Могилевской области;
  25 декабря 2010 года - животновод ОАО «Осовец-агро» Минской области (от полученных травм скончался);
  11 марта 2011 года - кладовщик ОАО «Лидское пиво» Гродненской области (в момент травмирования находилась в состоянии алкогольного опьянения).
  Основные причины данных несчастных случаев - нарушение потерпевшими требований инструкций по охране труда, недостаточный контроль со стороны руководителей и специалистов за соблюдением работниками требований по охране труда.
  Следует отметить, что значительная часть несчастных случаев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом происходит в результате неудовлетворительной эксплуатации транспортных средств и организации рабочих мест.
  Так, 23 августа 2010 года тяжело травмирован водитель погрузчика управления механизации и спецработ № 154 ОАО «Мапид» государственного производственного объединения «Минскстрой».
  После загрузки машины строительным мусором, не опустив ковш, потерпевший начал выполнять спуск в котлован задним ходом, и в результате наезда на откос котлована погрузчик фронтальный одноковшовый ТО-18а потерял устойчивость и опрокинулся.
  Специальным расследованием установлено, что потерпевший в нарушение требований инструкции по охране труда осуществлял погрузку на погрузчике с неисправным рулевым управлением.
  25 октября 2010 года смертельную травму получил водитель электропогрузчика ОАО «Фирма «Вейно» Могилевской области.
  Несчастный случай произошел в результате опрокидывания вилочного автопогрузчика при погрузке пустых контейнеров для хранения овощной продукции в прицеп автомобиля МАЗ.
  Причинами несчастного случая явились неудовлетворительная организация безопасной эксплуатации безрельсовых транспортных средств, выразившаяся в неназначении лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии автопогрузчиков и электротранспорта, а также допуске водителя электропогрузчика без прохождения в установленном порядке подготовки по профессии.
  1 марта 2010 года в результате опрокидывания с рампы электропогрузчика был выброшен из сиденья и смертельно травмирован ограждением безопасности кабины водитель ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Витебской области.
  В ходе специального расследования установлено, что в месте возможного съезда колесного безрельсового транспорта с рампы отсутствовало предохранительное колесоотбойное устройство. В действиях потерпевшего усматривается грубая неосторожность, выразившаяся в неприменении при работе на электропогрузчике средств индивидуальной защиты – ремня безопасности.
  18 июня 2011 года при разгрузке сенажа был придавлен погрузчиком к тракторному прицепу тракторист-машинист Чашникского КУСХП «Кащинское» Витебской области. От полученных травм потерпевший скончался.
  Причиной несчастного случая явилось несоответствие требованиям безопасности технологического процесса. Следует отметить, что в момент травмирования потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения.
  В соответствии с Правилами грузы на транспортных средствах должны быть установлены (уложены) и закреплены так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение. Нарушение этого простого требования в 2010 году привело к 11 несчастным случаям с тяжелыми последствиями, в результате которых 5 человек погибли. В 2011 году трое потерпевших получили тяжелые травмы.
  7 мая 2010 года при погрузке на платформу грузовой автомашины с использованием автомобильного погрузчика термопласт-автомата произошло его опрокидывание, в результате чего был смертельно травмирован водитель частного производственного унитарного предприятия «Мой продукт» г.Минска.
  Специальным расследованием установлено, что не была обеспечена безопасность проведения погрузки термопласт-автомата в автомашину с использованием автопогрузчика, а также потерпевший был допущен к работе без прохождения в установленном порядке подготовки по профессии, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ с повышенной опасностью.
  12 мая 2011 года при производстве работ по погрузке козловым краном пачек стыковых накладок на железнодорожную платформу произошло разрушение и рассыпание одной из пачек, в результате чего получил тяжелую травму правой ноги монтер пути УП «Путевая машинная станция № 78 Белорусской железной дороги» Витебской области.
  Причинами несчастного случая определены: нарушение требований безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, выразившееся в несоблюдении технологической схемы (использование цепных строп вместо магнитной плиты), отсутствие контроля со стороны должностных лиц за проведением погрузочно-разгрузочных работ, а также самовольное выполнение потерпевшим работ по расстроповке груза.
  В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 55 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда.
  Вместе с тем, разработанная нанимателем технологическая документация не всегда обеспечивает безопасность выполняемых работ.
  Так, 24 апреля 2010 года при выгрузке минеральных удобрений с железнодорожного вагона-хоппера, расположенного на повышенном железнодорожном пути (эстакаде) в здании склада базы минеральных удобрений, были смертельно травмированы (засыпаны) два работника ОАО «Мстиславский райагропромтехснаб». При открывании разгрузочного люка с помощью лома грузчики были сбиты с лестницы потоком удобрений.
  Непосредственной причиной группового несчастного случая явилось невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, выразившееся в разработке технологического процесса (технологической документации), не обеспечивающего безопасное производство работ по разгрузке железнодорожных вагонов-хопперов модели 19-9774 с повышенного пути; допуске потерпевших к выполнению работ без повторного инструктажа; неосуществлении руководителями и специалистами контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, качеством разработанной технологической документации.
  5 марта 2011 года бригадир грузчиков ОАО «Молодечненский райагросервис» Минской области при разгрузке железнодорожного четырехосного вагона-минераловоза на высоком пути химбазы в момент раскрытия люков получил тяжелую травму руки, зажатую между одной из тяг механизма и стопором.
  Специальным расследованием отмечены некачественная разработка инструкции по охране труда и несовершенство технологического процесса проведения погрузочно-разгрузочных работ. Также установлено, что рабочие места (площадки обслуживания эстакады высокого пути) содержались в неудовлетворительном состоянии, потерпевший был допущен к работе без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, не было назначено лицо, ответственное за организацию охраны труда.
  Также не всегда работники ознакамливаются с технологическими картами перед началом выполнения работ.
  Несчастный случай со смертельным исходом произошел 5 марта 2010 года с загрузчиком-выгрузчиком СЗАО «Бобруйский завод рапсового масла» при выгрузке семян рапса из вагона-хоппера на автомобиль МАЗ. По неустановленным причинам потерпевший оказался внутри вагона и был засыпан семенами рапса.
  В ходе проведенного специального расследования была установлена неудовлетворительная организация выполнения работ, выразившаяся в не назначении из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, и не ознакомлении потерпевшего с технологической картой перед разгрузкой железнодорожного вагона.
  Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что причинами несчастных случаев, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, явились многочисленные нарушения элементарных требований безопасности, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, технологической документации, как со стороны потерпевших, так и со стороны должностных лиц. Не всегда осуществлялся контроль за соблюдением работниками безопасных методов и приемов работы.

   В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работников при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:
  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:
  обеспечить выполнение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173;
  назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (при производстве работ грузоподъемными машинами - лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами);
  допускать к выполнению погрузочно-разгрузочных и складских работ лиц, прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  ужесточить контроль за соблюдением работниками принятой технологии переработки грузов, применением способов погрузки, разгрузки и складирования грузов, обеспечивающих безопасность труда;
  запретить применение неисправных приспособлениий и инструмента, использование немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  оборудовать стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников;
  не допускать нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
  ввести в практику проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с должностными лицами и работниками организаций, допустившими нарушение требований безопасности труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
  ужесточить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Источник: сайт Минстерства труда и и социальной защиты Республики Беларусь

Добавить комментарий

Защитный код Обновить

Человек и безопасность 2016

Комментарии

Подпишись

Получайте первым обзор законодательства и новости охраны труда

×